Согласно Указу Президента Республики Узбекистан от 01.02.2019 г. № УП-5647 «О мерах по коренному совершенствованию системы государственного управления в сфере транспорта» на базе Узбекского агентства автомобильного транспорта образовано Министерство транспорта Республики Узбекистан (далее — Министерство).
Министерство является органом государственного управления по выработке и реализации единой государственной политики в области развития автомобильного, железнодорожного, воздушного, речного транспорта, метрополитена, а также дорожного хозяйства.
Полномочия и задачи Министерства определены вышеуказанным Указом и Постановлением Президента Республики Узбекистан от 01.02.2019 г. № ПП-4143 «Об организации деятельности Министерства транспорта Республики Узбекистан».
Министерство осуществляет возложенные на него задачи и функции непосредственно, через территориальные подразделения и подведомственные организации, входящие в его структуру.
Основными задачами Министерства является:
1) выработка единой государственной транспортной политики, направленной на гармоничное развитие всех видов транспорта на основе их интеграции в единую транспортную сеть Республики Узбекистан и использования новых эффективных транспортно-логистических систем;
2) проведение единой тарифной политики в сфере транспорта, направленной на стимулирование развития рынка транспортных и логистических услуг, обеспечение их доступности для всех категорий потребителей, а также привлечение инвестиций в отрасль;
3) выработка предложений и реализация мероприятий по развитию международных транспортных коридоров, совершенствованию системы логистики, эффективному использованию транспортного потенциала страны, минимизации издержек субъектов предпринимательства на транспортно-логистические услуги;
4) развитие государственно-частного партнерства и повышение инвестиционной привлекательности страны в сфере транспорта и дорожного хозяйства;
5) внедрение передовых информационных технологий по цифровизации всей транспортной системы, разработка и реализация стратегий перспективного развития Единой сопряженной транспортной системы Республики Узбекистан;
6) проведение единой технической политики в области автомобильных дорог, обеспечение комплексного решения вопросов финансирования, проектирования, строительства, ремонта и эксплуатации автомобильных дорог, аэродромов и аэропортов, вокзалов, железнодорожных и иных объектов транспортной инфраструктуры с учетом интересов пользователей;
7) осуществление контроля в сфере транспорта, организация и проведение расследований авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими экспериментальными воздушными судами, а также аварий и крушений на железнодорожном и речном транспорте;
8) обеспечение национальных интересов Республики Узбекистан на мировом рынке транспортных услуг за счет развития международного и регионального сотрудничества в сфере транспорта и дорожного хозяйства;
9) внедрение на системной основе передовых методов образования, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, с учетом текущей и перспективной потребности транспортной отрасли.
В соответствии с возложенными задачами Министерство осуществляет следующие функции:
а) в области выработки единой государственной транспортной политики, направленной на гармоничное развитие всех видов транспорта на основе их интеграции в единую транспортную сеть и использования новых эффективных транспортно-логистических систем:
осуществляет единую государственную политику по развитию транспорта и дорожного хозяйства, повышению эффективности и привлекательности транспортной отрасли, формированию здоровой конкурентной среды в сфере транспорта и дорожного хозяйства;
разрабатывает концепции развития транспорта и дорожного хозяйства на долгосрочную перспективу с учетом комплексного, перспективного и научно обоснованного плана развития отраслей и регионов, охватывающие все ключевые вопросы, связанные с обеспечением поэтапного и системного решения задач в сфере транспорта и дорожного хозяйства;
организует изучение проблем развития транспорта и логистики, выработку по результатам изучения предложений по решению выявленных проблем, изысканию путей дальнейшей оптимизации пассажирских и грузовых потоков между странами Центральной Азии и Европы, развитию международного и регионального транзита через отечественные транспортные коммуникации;
разрабатывает предложения и реализует мероприятия по развитию международных транспортных коридоров, совершенствованию системы логистики, эффективному использованию транспортного потенциала страны, минимизации издержек субъектов предпринимательства на транспортно-логистические услуги;
осуществляет общее руководство подведомственными организациями, проводит экономический анализ их деятельности, обеспечивает совместно с руководителями этих организаций их эффективное функционирование;
осуществляет мониторинг экспортно-импортных операций предприятий транспорта и дорожного хозяйства в рамках обеспечения проведения эффективной политики по увеличению объемов экспорта и оптимизации импорта;
организует и координирует проведение единой технической политики в области транспорта и дорожного хозяйства;
разрабатывает по поручениям Президента Республики Узбекистан, Кабинета Министров и по собственной инициативе проекты нормативно-правовых актов и вносит их на рассмотрение в установленном порядке;
утверждает нормативно-правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;
организует и координирует работу подведомственных организаций по разработке нормативных документов в области технического регулирования, относящихся к сфере их деятельности;
вносит на рассмотрение Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса, Администрации Президента, Кабинета Министров Республики Узбекистан предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы в области транспорта и дорожного хозяйства, эффективному использованию действующих и созданию новых международных транспортных коридоров;
проводит согласование проектов нормативно-правовых актов министерств и ведомств, хозяйствующих субъектов, программ развития в разрезе видов транспорта, а также других документов по развитию отраслей в части, касающейся деятельности в сфере транспорта и дорожного хозяйства;
участвует в пределах своей компетенции в разработке проектов программ социально-экономического развития республики;
разрабатывает мероприятия по улучшению позиций Республики Узбекистан в международных рейтингах эффективности развития транспорта и дорожного хозяйства;
б) в области проведения единой тарифной политики в сфере транспорта, направленной на стимулирование развития рынка транспортных и логистических услуг, обеспечения их доступности для всех категорий потребителей, а также привлечения инвестиций в отрасль:
проводит единую тарифную политику в сфере транспорта и дорожного хозяйства, направленную на формирование здоровой конкурентоспособной среды на рынке транспортных услуг и защиту интересов национальных компаний;
определяет основные направления, концептуальные подходы к формированию тарифов на транспортные услуги, оказываемые организациям и населению в Республике Узбекистан, с учетом дальнейшего развития рыночных отношений и внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в сферу транспорта;
совершенствует нормативно-правовую базу по регулированию в сфере формирования и применения тарифов, в том числе с учетом требований международного законодательства и стандартов;
участвует в урегулировании, координации и согласовании вопросов, связанных с определением тарифной политики, ставок и сборов в сфере транспорта и дорожного хозяйства;
совместно с компаниями — перевозчиками разрабатывает предложения в рамках подготовки и проведения совещаний и конференций по международным тарифам;
обеспечивает необходимые меры для удовлетворения потребностей пользователей воздушного пространства в аэронавигационном обслуживании;
внедряет механизмы тендерной реализации маршрутов автомобильных перевозок, разрабатывает и утверждает типовые контракты на право обслуживания городских, пригородных, междугородных и международных пассажирских маршрутов;
в) в области выработки предложений и реализации мероприятий по развитию международных транспортных коридоров, совершенствованию системы логистики, эффективному использованию транспортного потенциала страны, минимизации издержек субъектов предпринимательства на транспортно-логистические услуги:
проводит единую транзитную политику путем подготовки предложений по развитию транзитного потенциала, повышению конкурентоспособности транзитных коридоров, пролегающих через территорию Республики Узбекистан;
разрабатывает мероприятия по повышению эффективности логистической системы, улучшению позиций Республики Узбекистан в международных рейтингах и минимизации издержек субъектов предпринимательства на транспортно-логистические услуги;
разрабатывает предложения по диверсификации существующих и развитию перспективных транспортных коридоров;
разрабатывает стратегию в области развития мультимодальных перевозок;
г) в области развития государственно-частного партнерства и повышения инвестиционной привлекательности страны в сфере транспорта и дорожного хозяйства:
разрабатывает предложения по внедрению и развитию государственно-частного партнерства;
формирует Инвестиционные программы развития транспорта и дорожного хозяйства на среднесрочную и краткосрочную перспективу, с определением приоритетных направлений развития отрасли, а также осуществляет мониторинг хода их выполнения;
разрабатывает предложения по повышению инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности транспорта и дорожного хозяйства;
вырабатывает предложения и прорабатывает вопросы по привлечению инвестиций, в том числе прямых, для реализации Инвестиционных программ транспорта и дорожного хозяйства;
д) в области внедрения передовых информационных технологий по цифровизации всей транспортной системы, разработки и реализации стратегий перспективного развития Единой сопряженной транспортной системы Республики Узбекистан:
проводит единую информационно-коммуникационную политику в сфере транспорта и дорожного хозяйства, разрабатывает стратегию по переходу предприятий транспорта и дорожного хозяйства на цифровую экономику;
координирует работу с соответствующими министерствами и ведомствами Республики Узбекистан по вопросам внедрения информационно-коммуникационных технологий в сфере транспорта и дорожного хозяйства;
принимает участие в создании единых информационных платформ в сфере транспорта и дорожного хозяйства;
е) в области проведения единой технической политики в области автомобильных дорог, обеспечения комплексного решения вопросов финансирования, проектирования, строительства, ремонта и эксплуатации автомобильных дорог, аэродромов и аэропортов, вокзалов, железнодорожных и иных объектов транспортной инфраструктуры с учетом интересов пользователей:
осуществляет проведение единой технической политики в сфере транспорта и дорожного хозяйства, направленной на создание инфраструктуры, отвечающей современным требованиям;
координирует работы по обеспечению экологической безопасности в сфере транспорта и дорожного хозяйства;
осуществляет контроль за исполнением требований нормативных документов в области технического регулирования в сфере транспорта и дорожного хозяйства;
проводит научно-исследовательские, проектно-конструкторские работы в сфере технического развития транспорта и дорожного хозяйства, обеспечения безопасности перевозок;
ж) в области осуществления контроля в сфере транспорта, организации и проведения расследований авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими и экспериментальными воздушными судами, а также аварий и крушений на железнодорожном и речном транспорте:
организует системный контроль за соблюдением Правил перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа, грузов, обеспечением безопасности пассажирских и грузовых перевозок, надлежащего уровня культуры обслуживания пассажиров, соблюдения ритмичности, установленных графиков и интервалов движения транспортных средств на пассажирских маршрутах;
в порядке, установленном законодательством, выдает лицензии (лицензионные карточки) на право осуществления:
городских, пригородных, междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом;
перевозки пассажиров и грузов железнодорожным транспортом внутреннего и международного сообщения;
осуществляет контроль за соблюдением условий разрешительных документов и лицензионных требований, в установленном порядке принимает меры по приостановлению, прекращению и аннулированию выданных разрешительных документов и лицензий;
осуществляет регистрацию (перерегистрацию) судов, освидетельствование судов при их постройке, эксплуатации, переоборудовании и ремонте;
выдает судовые свидетельства и билеты, классификационные свидетельства, свидетельства о годности к плаванию на суда и другие документы, предусмотренные правилами, регулирующими судоходство;
проводит аттестацию на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к работникам юридических лиц, занятым на перевозках пассажиров и грузов автомобильным транспортом, а также к вновь назначенным на должность руководителям и ответственным работникам управлений, центров, предприятий и организаций железнодорожного транспорта;
организует и проводит технические расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими и экспериментальными воздушными судами, а также аварий и крушений на железнодорожном и речном транспорте на территории Республики Узбекистан;
в пределах своей компетенции участвует в установленном порядке в расследовании авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими и экспериментальными воздушными судами, а также аварий и крушений с пассажирскими поездами формирования Республики Узбекистан на территории других государств;
осуществляет контроль за соблюдением установленных сроков проведения и объективностью расследований, в том числе проводимых транспортными предприятиями и организациями, правильностью классификации и учетом авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими и экспериментальными воздушными судами, а также аварий и крушений на железнодорожном и речном транспорте;
разрабатывает предложения по предотвращению авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими и экспериментальными воздушными судами, а также аварий и крушений на железнодорожном и речном транспорте Республики Узбекистан;
обеспечивает в первоочередном порядке перевозки спасательных формирований, сил и средств Государственной системы чрезвычайных ситуаций (далее — ГСЧС), воинских подразделений и грузов, необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций и осуществления эвакуационных мероприятий;
осуществляет руководство деятельностью функциональных подсистем ГСЧС, автотранспортной службы и автодорожной службы;
участвует в определении порядка кратчайшего расстояния перевозки опасных и специальных грузов, следующих автомобильным и железнодорожным транспортом в Республику Узбекистан и транзитом по территории Республики Узбекистан.
обеспечивает согласование предложений Государственного таможенного комитета и Комитета охраны государственных границ Республики Узбекистан о реконструкции и переносе пунктов пропуска через государственную границу Республики Узбекистан;
з) в области обеспечения национальных интересов Республики Узбекистан на мировом рынке транспортных услуг за счет развития международного и регионального сотрудничества в сфере транспорта и дорожного хозяйства:
представляет интересы Республики Узбекистан на международном уровне по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства;
устанавливает и развивает международное сотрудничество с зарубежными и международными организациями;
заключает международные договоры межведомственного характера по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;
организует и проводит международные семинары, конференции, выставки в сфере транспорта и дорожного хозяйства, а также участвует в аналогичных мероприятиях за рубежом;
и) в области внедрения на системной основе передовых методов образования, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, с учетом текущей и перспективной потребности транспортной отрасли:
определяет политику в сфере подготовки кадров, переподготовки и повышения квалификации работников в сфере транспорта и дорожного хозяйства;
проводит в соответствии с законодательством государственную кадровую политику, направленную на комплектование предприятий транспорта и дорожного хозяйства высококвалифицированными специалистами, осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров;
утверждает базовые программы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров, в том числе массовых профессий, в сфере транспорта и дорожного хозяйства с широким применением специализированных тренажеров, различных приложений, активным внедрением в процесс образования дистанционного обучения, выездных занятий;
содействует в организации эффективного взаимодействия образовательного процесса с производством, объединении усилий транспортных образовательных учреждений и работодателей в целях трудоустройства выпускников, в том числе с привлечением частных инвестиций в образовательный процесс;
организует подготовку высококвалифицированных специалистов и управленческих кадров по направлениям системы транспортной логистики и применения экономико-математических методов моделирования маршрутной сети и пассажиропотоков;
организует проведение фундаментальных, прикладных и инновационных исследований и практическую реализацию их результатов на основе эффективной интеграции науки, образования и производства;
участвует в проведении аккредитации образовательных учреждений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров в сфере транспорта и дорожного хозяйства, аттестации их педагогических и научных кадров;
участвует в признании и нострификации (установлении эквивалентности) документов об образовании и присвоении ученых степеней по дисциплинам и специальностям в сфере транспорта и дорожного хозяйства, выданных в зарубежных странах.
- Министерство может осуществлять и иные функции, предусмотренные законодательством.
- Министерство решает возложенные на него задачи и функции непосредственно, а также через организации, входящие в организационную структуру Министерства.
Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19.04.2019 г. № 336 «Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Республики Узбекистан».