Виртуальная приемная

Телефон доверия:
71-202-22-55 (1167)

Воздушный транспорт

 

Воздушный транспорт, авиационный транспорт — вид транспорта, осуществляющий перевозки пассажиров, почты и грузов воздушными путями. Его преимущество заключается в том, что он очень экономит время транспортировки за счет высокой скорости полета, создавая возможности для установления прямого транспортного сообщения с пунктами назначения, где нет наземных и водных путей.

Первые воздушные перевозки появились в странах Европы и Америки после Первой мировой войны. Как вид транспорта развивался в Германии и Франции в 1920-21 годах. Первый воздушный маршрут в Узбекской ССР был открыт 12 мая 1929 года. По маршруту Ташкент—Сент -liy (Тараз)-пиш — Пек (Бишкек)-Алма -liy протяженностью 800 км был выполнен первый пассажирский рейс на самолетах"Юнкерс — 13", закупленных в Германии у Среднеазиатского отделения общества добровольного воздушного флота России ("Добролет") (Г. Коган). В этом же году были открыты воздушные маршруты Каган—Ак-Тукай—Даргин—Хива протяженностью 450 км и Бухара—Термез—понедельник. В 1924 г. воздушным транспортом было перевезено в общей сложности 1000 пассажиров, 200 кг почтовых отправлений, 5 т грузов. С начала 1930-х годов грузовые и пассажирские перевозки воздушным транспортом Узбекской ССР приобрели массовый характер, с 1930 года самолеты стали регулярно курсировать по дороге Ташкент—Москва. Построены и введены в эксплуатацию аэропорты в Ташкенте (1932), Нукусе и Ургенче (1939), Термезе (1940), Намангане (1941).

В годы Великой Отечественной войны Ил—12, Ил—14. Самолеты Ли-2 и Ан—2 различных модификаций были переданы в парки Ташкента. В 1957-58 гг. на авиалиниях освоены самолеты Ту—104, р—18, Ан-24, Як-40, вертолеты Ми-1, Ми-2, Ка-26, на отечественных авиалиниях стали эксплуатироваться Ан—24, Як—40. В это время широко применялась авиация при опрыскивании полей минеральными удобрениями и препаратами от насекомых-вредителей, в работах по дефолиации хлопчатника. Были построены новые аэропорты в Коканде (1947), Самарканде (1948), Карши (1955), Бухаре (1963) и Сергели под Ташкентом (1961). С 1974 года на республиканских авиалиниях стали летать самолеты Ил—62, с 1977 года-Ту-154, с декабря 1982 года-Аэробусы Ил-86.

К 1980 году протяженность воздушных путей воздушного транспорта Узбекистана превысила 155 тыс. км (в том числе протяженность внутренних воздушных путей составила 60,1 тыс. км).

После провозглашения независимости Республики Узбекистан в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан 28 января 1992 года на базе Управления гражданской авиации Узбекистана, находившегося в ведении бывшего Министерства гражданской авиации Союза, была создана национальная авиакомпания "Узбекистон хаво йуллари".

Воздушный транспорт является одной из ведущих отраслей экономики Узбекистана, служит развитию международных, экономических, дипломатических, культурных связей страны с внешним миром. В Ташкенте, Нукусе, Самарканде, Бухаре, Ургенче, Термезе, Карши, Намангане, Фергане, Навои функционируют аэровокзалы (аэропорты) с современным оборудованием. Ташкентский аэропорт является крупнейшим международным аэропортом в Центральноазиатском регионе. Аэропорты Бухары, Самарканда, Ургенча также имеют статус международных. Национальная авиакомпания "Узбекистон хаво йуллари" регулярно выполняет 20 международных рейсов. Открыты 44 его представительства в городах Европы, Америки, Юго-Восточной Азии, стран СНГ. За годы независимости правительство Республики Узбекистан выделило авиационной отрасли 1 млрд. 200 млн долларов. Были сделаны инвестиции в размере долларов США и построена развитая современная инфраструктура.

Все международные рейсы выполняются на самолетах" Боинг " 767/757, А-310, ю-85. Национальная авиакомпания" Узбекистон хаво йуллари "сотрудничает с крупными европейскими компаниями" Эрбас Индастри", американскими компаниями" Боинг", российским конструкторским бюро" Ильюшин", немецкими, французскими фирмами в различных областях. В результате такого сотрудничества с 1993 года аэробусыiabas A-310—300, лайнеры Boeing, приобретенные национальной авиастроительной компанией, начали обслуживать пассажиров на международных рейсах. В 2004 году национальная авиакомпания" Узбекистон хаво йуллари "приобрела 3 самолета" Боинг 757 "и" Боинг 767", а количество самолетов, произведенных в западных странах, достигло 16.

Для воздушного транспорта республики готовят пилотов, технический состав, персонал наземной службы учебно-технический центр летной подготовки национальной авиакомпании "Узбекистон хаво йуллари" (создан 15 мая 1943 года), Ташкентский авиационный институт (ныне закрыт). В 2003 году воздушным транспортом Узбекистана было перевезено 0,8 млн. перевезено пассажиров, 5,9 тыс. т грузов, пассажирооборот составил 3956,5 тыс. т. км, грузооборот - 95,3 тыс. т.

За рубежом воздушный транспорт развит в США, Германии, Великобритании, Франции, Италии и других странах. На авиалиниях этих стран широко используются Гражданские самолеты вместимостью 300 и более пассажиров, тяжеловесные транспортные самолеты.

Следует отметить, что в связи с распространением коронавируса COVID-19 по всему миру практически во всех государствах, в том числе в нашей стране, приостановлены регулярные авиаперевозки, введены ограничения на выполнение международных авиаперелетов большинством стран.
С учетом данной эпидемической ситуации в мире Министерством транспорта совместно с группой Всемирного банка разрабатываются конкретные механизмы реализации планов выхода авиационной отрасли из кризиса в посткризисный период пандемии коронавируса.
По мере улучшения ситуации, снятия существующих ограничений и возобновления международных авиасообщений планируется проведение тендера на модернизацию и доверительное управление аэропортами республики на основе государственно-частного партнерства на основе анализа зарубежных консультантов.
Кроме того, в целях привлечения в аэропорты республики иностранных авиакомпаний для возобновления авиаперелетов в текущем году проводится соответствующая работа по объявлению скидок на аэропортовые услуги, снижению цен на авиатопливо.
В целях снятия ограничений на количество авиакомпаний, указанных в международных договорах о воздушном сообщении, подписанных Республикой Узбекистан с соответствующими иностранными государствами, поэтапного возобновления регулярных рейсов и повышения воздушного транзитного потенциала Узбекистана, планируется ввести новые международные трассы и маршруты, привлекательные для иностранных авиакомпаний.
В аэропортах республики принимаются меры по увеличению доходов ноавиации за счет внедрения автостоянок, помещений для хранения багажа, развития гостиниц, услуг Duty Free, кейтеринга, а также привлечения грузовых рейсов, исходя из регионального потенциала аэропортов.
В целях обеспечения выполнения поручений, возложенных президентом на Министерство транспорта по развитию туристической отрасли и повышению физической активности населения, а также в рамках программы развития паломнического туризма в текущем году планируется увеличить количество действующих авиаперевозок, открыть авиарейсы по новым направлениям и повысить тарифы на обслуживание в аэропортах для иностранных авиакомпаний, осуществляющих полеты в рамках данной программы, до 50 процентов.планируется увеличить количество авиарейсов за счет сокращения.
Кроме того, в целях развития внутренних направлений в республике в настоящее время ведется соответствующая работа по налаживанию авиасообщения, связывающего города Ферганской долины с такими городами, как Бухара, Ургенч.
Министерством транспорта разработан проект документа по внедрению системы частичного бюджетного возмещения цен на авиабилеты на указанных направлениях, который направлен на согласование в соответствующие министерства и ведомства.
Внедрение этой системы, наряду с созданием удобств для наших соотечественников, приведет к повышению уровня авиамобильности населения.