В Законодательной палате Олий Мажлиса депутатаы готовят к первому чтению ряд проектов законов, направленных на совершенствование законодательства, развитие сфер, повышение благосостояния населения. Среди них проект закона «О транспорте».
С какой целью разрабатывается документ? В чем его особенность?
По мнению ответственного за проект закона Комитета по вопросам промышленности, строительства и торговли, несмотря на то, что транспортная деятельность регулируется отдельными правовыми документами, как Закон «Об автомобильном транспорте», Закон «О железнодорожном транспорте», Воздушный кодекс и другими, не имеется единого закона, который обеспечивал бы оптимальное, сбалансированное и скоординированное взаимодействие разных видов транспорта, определял пути их интеграции в единую транспортную сеть с использованием эффективной логистики, расширением числа смешанных маршрутов.
Автомобильные, железнодорожные, воздушные, водные виды транспорта развивались обособленно друг от друга, ориентируясь на узковедомственные цели. То есть фактически отсутствует координация взаимодействия различных видов транспорта в транспортных узлах.
Рассматриваемый проект закона «О транспорте» и действующие отраслевые законодательные акты имеют равную юридическую силу. Все они и проектируемые и действующие имеют нормы прямого действия, не противоречащие, а наоборот дополняющие друг друга и работающие единовременно.
— Целью настоящего проекта закона является установление правовых, экономических и организационных основ деятельности и взаимодействия автомобильного, железнодорожного, воздушного, водного и городского пассажирского транспорта, — отмечает председатель Комитета по вопросам промышленности, строительства и торговли Вахобжон Мурткобилов. — На что мы обратили внимание при разработке данного документа? Прежде всего, на то, что межведомственной рабочей группой рассматривался вопрос объединения в единый документ всех отраслевых законодательных актов. Но как показывает международная практика, например, в США имеется объемный Модельный транспортный кодекс. И такое объединение вскоре было отмечено нецелесообразным. Мы же депутаты еще не приняли решения насколько правильно объединять законодательные акты в один документ. В ходе обсуждений данный вопрос будет детально рассмотрен.
Основополагающей базой для разработки законопроекта принята глава Гражданского кодекса, предусматривающая коммерческую транспортную деятельность, осуществляемая путем заключения договоров перевозки, оплаты за проезд, ответственности по обязательствам, вытекающим из договора и других.
Транзитная политика является фактором первостепенной важности для развития транспортного комплекса страны. Предлагаемый же проект закона направлен на решение накопившихся серьезных проблем в развитии международных транспортных коридоров.
По мнению председателя комитета, в проекте закона объем полномочий по государственному управлению и регулированию возлагается на Кабинет Министров, Министерство транспорта, органы местной власти. Также документом предусматривается госконтроль, порядок осуществления лицензирования, сертификации транспорта. Все эти вопросы будут рассмотрены депутатами, чьи предложения и мнения будут учтены в последующих обсуждениях.
Принятие данного документа позволит привести нормы действующего законодательства в соответствие с требованиями, вытекающими из актов Президента страны в транспортной сфере, также создаст правовые основы взаимодействия транспортных организаций и пользователей их услугами при осуществлении транспортной деятельности, в том числе смешанных перевозок.
Самое главное будут созданы необходимые условия для углубления процессов интеграции национальной транспортной в международную транспортно-логистическую систему.