Инвестиционные проекты в акционерном обществе «Узбекистон темир йуллари» направлены на реализацию комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры страны.
В 2022 году продолжается реализация одного из таких проектов – это «Электрификация железнодорожной линии Бухара – Ургенч – Хива». Как известно, Азиатский банк развития (АБР) и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) одобрили займы на электрификацию данного участка.
Стоит отметить, особую важность реализации данного проекта, который поспособствует улучшению туристического потенциала и одного из факторов повышения экономического роста страны. Кроме того, проект является частью программы Центрально азиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС) «Коридор 2». Реализация данной программы позволит организовать транспортный коридор для связи Китая с Европой с прохождением через Центральную Азию. Увеличение частоты и качества железнодорожного сообщения будет способствовать улучшению связи и торговли с соседними странами.
Согласно постановлению Президента Республики Узбекистан №ПП-4937 от 28 декабря 2020 года «О мерах по реализации Инвестиционной программы Республики Узбекистан на 2021-2023 гоы» и согласно постановлению Президента Республики Узбекистан от 16 июля 2018 года №ПП-3857 «О мерах по повышению эффективности подготовки и реализации проектов с участием международных финансовых институтов и иностранных правительственных финансовых организаций» дирекцией капитального строительства АО «Узбекистон темир йуллари» совместно с генеральным проектировщиком АО «Боштранслойиха» разработано технико-экономическое обоснование проекта «Электрификация железной дороги Бухара – Ургенч – Хива».
Общая протяженность электрифицированного участка, соединяющего Бухару, Мискин, Ургенч и Хиву составляет 465,5 километров. Проектом предусмотрено строительство тяговых подстанций, дежурных пунктов контактной сети, охраняемых железнодорожных переездов, строительство путепровода, а также дома отдыха для локомотивной бригады. Предусмотрена реконструкция пунктов технического обслуживания вагонов и промышленных предприятий по разборке и текущему ремонту, строительство зданий технического обслуживания.
Вдоль высокоскоростного пути предусматривается строительство защитного ограждения. Планируется установка более 12 тысяч единиц железобетонных опор для устройства контактной сети, а также закупка специальной техники и индивидуальных средств защиты для обслуживания данного электрифицированного участка.
Стоит отметить, что электрификация данного проекта одновременно ведется с обоих сторон по направлению друг к другу из Бухарской и Хорезмской областей. В настоящее время устанавливаются фундаменты и железобетонные опоры контактной сети. В общей сложности установлено более 1,67 тысяч единиц опор контактной сети.
Следует добавить, что электрификация данного направления позволяет обеспечить в будущем движение высокоскоростных и экологически безопасных электропоездов сообщением Ташкент – Самарканд – Навои – Бухара – Ургенч – Хива, что имеет ряд положительных сторон. В первую очередь это экономия времени. После модернизации данной ветки планируется, что высокоскоростные поезда Afrosiyob, будут преодолевать путь от Ташкента до Хивы примерно за 7 часов. Во вторую очередь, это значительно сэкономит расход топлива на дорогу и другие организационные затраты. Кроме всего прочего, существенно улучшится качество грузовых и пассажирских перевозок, повысится пропускная способность маршрута, а также будут созданы рабочие места.
С учетом всего вышеперечисленного, нельзя не отметить позитивную динамику инвестиционных проектов. Активная модернизация транспортной системы, а в частности, железнодорожной магистрали, способствует экономическому развитию страны, в значительной мере формирует социальный эффект для общества – это создание рабочих мест, повышение транспортной безопасности, снижение уровня загрязнения окружающей среды, развитие транспортной доступности регионов, экономия времени в пути и рост туризма.
Информационно-аналитический медиа центр АО «Узбекистон темир йуллари»