21 августа 2024 года Комитетом Законодательной палаты Олий Мажлиса по вопросам промышленности, строительства и торговли проведен семинар о сути и значении законопроекта «О железнодорожном транспорте».
В нем приняли участие депутаты Законодательной палаты, ответственные Министерства транспорта, АО «Узбекистон темир йўллари», «Ташкентский вагоностроительный и ремонтный завод», «Литейно-механический завод» и представители СМИ.
Отмечено, в последние годы железные дороги Узбекистана прошли большой путь развития. Создана интегрированная железнодорожная система с современной инфраструктурой, отвечающей потребностям населения и отраслей экономики. Сегодня эта отрасль надежно и эффективно соединяет все области нашей страны и регионы.
Постановление Президента страны от 10 октября 2023 года «О мерах по коренному реформированию сферы железнодорожного транспорта Республики Узбекистан» служит модернизации железнодорожной отрасли, созданию здоровой конкурентной среды, привлечению частных инвестиций, цифровизации процессов управления и эффективному использованию транзитного потенциала страны.
Целью данного законопроекта является регулирование отношений в сфере железнодорожного транспорта, а также в целях создания здоровой конкурентной среды, привлечения в отрасль частного сектора, устранения монополии железнодорожного транспорта определяются права и обязанности перевозчиков и операторов вагонов (контейнеров).
Также создаются возможности для операторов вагонов владеть железнодорожными вагонами на праве собственности, предоставлять принадлежащие ему вагоны отправителям, получателям и перевозчикам за определенную плату на основе договора.
В ходе обсуждений депутаты, подчеркнув значимость законопроекта, отметили, что проект предусматривает льготный проезд, права и обязанности пассажиров на железнодорожном транспорте для поддержки граждан, нуждающихся в социальной защите.
В целях создания правовой основы государственно-частного партнерства в этой сфере, стимулирования участия негосударственного сектора законопроектом установлена возможность передачи земельных участков, выделяемых для нужд вокзалов и железнодорожного транспорта, частному партнеру для строительства, модернизации и управления на основании договоров государственно-частного партнерства.
Принятие законопроекта послужит созданию конкурентной среды в отрасли, повышению качества перевозки граждан на железнодорожном транспорте, снижению цен, удовлетворению потребностей государства и граждан в безопасной перевозке пассажиров и грузов на железнодорожном транспорте, а также привлечению иностранных инвестиций и углублению международного сотрудничества в сфере железнодорожного транспорта и международных перевозок.
— 13 августа текущего года данный законопроект рассмотрен на очередном пленарном заседании Законодательной палаты и концептуально принят в первом чтении, — отметил депутат Бахром Рахмоналиев. — В ходе обсуждений депутаты подняли ряд вопросов, высказали свои предложения и рекомендации. На сегодня совместно с членами рабочей группы комитета эти предложения анализируются и те, которые признаны обоснованными будут отражены в тексте проекта.
Как отметили депутаты, данным документом предоставляется возможность на законодательном уровне решить вопросы, не урегулированные законодательством, повысить при выполнении своих задач и функций, а также во взаимоотношениях ответственность перевозчиков, субъектов предпринимательства, органов государственного и хозяйственного управления.
В ходе семинара депутаты Законодательной палаты ознакомились с производством грузовых вагонов, капитальным ремонтом, производством запасных частей для вагонов и других видов техники, созданием сложных металлоконструкций, литьем деталей из стали, чугуна и цветных металлов.
Также изучена деятельность АО «Ташкентский вагоностроительный и ремонтный завод» по модернизации и переоборудованию пассажирских вагонов, даны необходимые рекомендации по совершенствованию его деятельности.
На мероприятии разработаны предложения и рекомендации по дальнейшему совершенствованию законопроекта.