Один из важнейших секторов обеспечения устойчивого социально-экономического развития во всех регионах нашей страны - это, без сомнения, транспортная система. Именно развитие инфраструктуры данной системы, повышение качества предоставляемых услуг на всех видах транспорта, увеличение объемов грузовых и пассажирских перевозок, расширение транзитного потенциала нашей страны, рациональное и эффективное использование его возможностей путем внедрения в отрасль современных цифровых технологий находятся в топе самых актуальных задач сегодняшнего дня.
Исходя из этих позиций в последние годы по инициативе главы нашего государства осуществляются масштабные реформы, нацеленные на обеспечение функционирования транспортной системы страны на уровне мировых требований.
Эффективность проводимых в этом процессе реформ и результативность достижения намеченных целей непосредственно связаны с жесткой исполнительской дисциплиной. Ведь по состоянию исполнительской дисциплины в государственных учреждениях и организациях можно судить об уровне развития каждой отрасли.
Причинно-следственная связь здесь заключается в том, что результативность реформ по повышению благосостояния и качества жизни населения как важнейшей задачи государственной власти перед обществом напрямую зависит от уровня дисциплины при исполнении документов и решений, направленных на их реализацию.
В связи с этим принятие 10 февраля текущего года Указа Президента Республики Узбекистан № УП-6166 «О дополнительных мерах по усилению персональной ответственности руководителей органов государственного управления и органов исполнительной власти на местах за эффективную организацию исполнения актов законодательства» способствовало еще большему укреплению исполнительской дисциплины в государственных органах и организациях.
Возложение в соответствии с Указом на руководителей министерств и ведомств, государственных комитетов, Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей, районов и городов персональной ответственности за безусловное, своевременное и эффективное выполнение поставленных на них задач и полученных поручений в свою очередь в разы повысило чувство личной ответственности и осознание долга каждого руководителя.
Следует признать, что в результате несовершенства системы персональной ответственности руководителей и ранее наблюдались случаи неисполнения или несвоевременного исполнения поручений.
В целях полного устранения этих недостатков в свете задач, определенных в Указе, в Министерстве транспорта определены нижеследующие приоритетные направления по дальнейшему укреплению исполнительской дисциплины:
во-первых, организация персонального контроля за подготовкой проектов законодательных актов и поручений;
во-вторых, обеспечение личного контроля за своевременной разработкой «дорожных карт» (планов действий) по оперативному доведению законодательных актов и поручений до исполнителей, в том числе разъяснению сути и значения поставленных в них задач среди сотрудников Министерства транспорта, входящих в систему организаций и территориальных управлений транспорта, установлению конкретных механизмов, сроков исполнения и обязанностей каждого;
в-третьих, организация персонального контроля за исполнением законодательных актов и поручений с концентрацией особого внимания на своевременном представлении отчетности в Единой межведомственной электронной системе исполнительской дисциплины «Ijro.gov.uz»;
в-четвертых, обеспечение своевременного, полного и эффективного анализа исполнения законодательных актов и поручений на персональном уровне, безусловного осуществления поставленных задач и достижения обозначенных целей.
В связи с этим постановлением коллегии министерства утвержден План действий по формированию состава рабочей группы, осуществляющей контроль за своевременным и качественным исполнением Указа, внедрению порядка организации контроля и отчетности по реализации законодательных актов и поручений, реализации основных направлений организации работ и укреплению исполнительской дисциплины.
Налажена система еженедельного обсуждения своевременности и качества исполнения поступающих в министерство законодательных актов и поручений с ответственными исполнителями (в понедельник - у министра и в пятницу - у отраслевых заместителей министра).
С учетом требований Указа проведено комплексное изучение состояния исполнения законодательных актов и поручений. По итогам изучения ответственными работниками Кабинета Министров оказана практическая помощь в устранении выявленных недостатков и решении проблемных вопросов на местах.
Ответственным подразделением в системе министерства регулярно осуществляется контроль за исполнением ответственными исполнителями законодательных актов и поручений, вносятся предложения по применению мер, установленных законодательством о статусе исполнения поручений, при решении проблемных вопросов, по которым имеются риски задержки в своевременном исполнении.
Немаловажными факторами дальнейшего укрепления исполнительской дисциплины являются внедрение в практику современных информационных технологий и методов управления, совершенствование форм контроля и проверки исполнения.
Большим подспорьем в данном направлении стал налаженный обмен электронными документами через Единую межведомственную электронную систему исполнительской дисциплины «Ijro.gov.uz», посредством которой проводится контроль своевременного исполнения законодательных актов и поручений.
С помощью этой автоматизированной электронной системы каждый документ и поручение доставляются ответственным исполнителям в кратчайшие сроки, а состояние выполнения задания контролируется в режиме реального времени.
В результате внедрения этой автоматизированной системы в центральном аппарате, региональных транспортных управлениях, а также на предприятиях, входящих в структуру Министерства транспорта, налажена практика электронного внесения, согласования и подписания документов.
Статистика обработки канцелярией министерства документов указывает на значительное сокращение доли информации в бумажных форматах и преобладание (более 78 процентов) доли цифровых и электронных форматов документов. Это в свою очередь дало возможность значительно сократить объемы человекоресурсов, затрачиваемых на обработку документов, что также способствовало переводу в онлайн-режим процессов получения, регистрации, доведения до руководства и непосредственного исполнения целей и задач, указанных в поручении.
В то же время с использованием на практике ключа электронной цифровой подписи создана возможность рассмотрения документов, поступивших на исполнение через специальное мобильное приложение, направления их на исполнение и снятия с контроля, что позволило значительно ускорить работу в системе министерства.
Удобствами и преимуществами системы электронного документооборота являются осуществление контроля исполнения, ведение контрольных картотек и формирование отчетности в единой системе «Ijro.gov.uz». Система позволяет формировать в разрезе исполнителей отчеты как по текущему состоянию исполнения документов и поручений Президента Республики Узбекистан, палат Олий Мажлиса и Кабинета Министров, так и по выполненным, просроченным, выполняемым и находящимся в стадии утверждения документам, поручениям.
Министерством за истекший период 2020-2021 годов в организациях системы и региональных подразделениях проведено в общей сложности восемь целевых и комплексных изучений по исполнению законов Республики Узбекистан, указов, постановлений и распоряжений Президента Республики Узбекистан, а также постановлений и распоряжений Кабинета Министров (шесть - в 2020 году, два - в I квартале 2021 года).
В процессе изучения выявлены недостатки и нарушения, которые способствовали затягиванию исполнения поручений на местах, когда исполнители не в полной мере владели информацией и базовыми навыками для решения возложенных задач.
В целях качественной реализации задач по усилению исполнительской дисциплины исходя из требований Указа Президента Республики Узбекистан № УП-6166 в каждой организации и региональном подразделении проведены практические тренинги, в ходе которых сформирована электронная информационная база по исполнению поручений. Каждому специалисту подробно разъяснены его роль и обязанности в вопросе обеспечения исполнительской дисциплины.
В целях обеспечения бесперебойной работы персонала и соблюдения требований информационной безопасности проведена инвентаризация технического состояния офисной техники и серверного оборудования на местах. Кроме того, дана критическая оценка проводимой отдельными руководителями работы по обеспечению исполнительской дисциплины.
В результате проводимых мероприятий в отношении шести специалистов и должностных лиц, допустивших нарушения исполнительской дисциплины (в 2020-м - пять, в период изучения 2021 года - одно), применены строгие дисциплинарные меры.
Вместе с тем вопрос исполнительской дисциплины регулярно рассматривается на заседании коллегии министерства. Посредством системы видеоконференцсвязи проводятся с участием ответственных исполнителей обсуждения по вопросам своевременного и качественного исполнения поступающих в министерство законодательных актов и поручений, исполнение которых задерживается или может быть отложено, а также существующих проблемных вопросов, принимаются соответствующие меры.
На сегодня в целях разъяснения сути и содержания принятых законодательных актов в установленные дни недели в онлайн-форме запланированы и проводятся семинары, в ходе которых до сведения всех сотрудников сферы доводятся суть и содержание принятых законодательных актов. Вместе с тем в министерстве проводятся еженедельные учебные часы, результаты которых размещаются на официальных сайтах министерства и его предприятий, учреждений и организаций и в социальных сетях.
Кроме того, министерством еженедельно по понедельникам и пятницам с участием министра и заместителей министра проводятся совещания по соблюдению исполнительской дисциплины и учебные онлайн-часы с участием руководителей департаментов, управлений и системных организаций.
В ходе таких учебных онлайн-часов на основе наглядных презентационных материалов за прошедший период 2021 года сотрудникам сферы разъяснены 13 законов Республики Узбекистан, 11 указов и 25 постановлений Президента Республики Узбекистан, 63 постановления и распоряжения Кабинета Министров.
Контроль за исполнением каждого поручения и документа на практике, их изучение, четкое установление ответственности обеспечивают надежное закрепление исполнительской дисциплины.
Сегодня совершенствование функционирования транспортной системы нашей страны, выведение на новый уровень качества оказываемых услуг, создание для пассажиров и граждан даже в самых отдаленных регионах условий, соответствующих современным требованиям, создание новых транспортных коридоров, обеспечение доступа на региональные и международные рынки являются приоритетными задачами, поставленными перед нами Президентом страны.
Своевременное и качественное выполнение указанных задач требует от каждого руководителя и работника отрасли ответственного подхода к своей работе, с полным осознанием собственного долга и чувства сопричастности. В связи с этим осуществление регулярного контроля за неукоснительным соблюдением руководителями и сотрудниками министерства и его подразделений строгой исполнительской дисциплины, своевременным и в полном объеме выполнением поручений является неотъемлемой частью реформ, проводимых в транспортной отрасли.
Илхом Махкамов.
Министр транспорта Республики Узбекистан.