На очередном заседании нижней палаты парламента подробно рассмотрен ответ министра транспорта И.Махкамова на парламентский запрос Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан «О состоянии дел по совершенствованию транспортно-логистической системы для повышения экспортного потенциала страны», инициированный фракцией Либерально-демократической партии Узбекистана и Комитетом по вопросам промышленности, строительства и торговли.
В ответ на парламентский запрос было отмечено, что в последние годы в стране ведется крупномасштабная работа по совершенствованию транспортно-логистической системы, увеличению экспортного потенциала страны.
В частности, в 2020 году АО «Uzbekistan Airways» перевезла 41,7 тысячи тонн грузов, что в 1,45 раза больше показателя, чем в 2019 году. В целях увеличения объема грузовых рейсов в прошлом году подписаны дополнительные чартерные соглашения по направлениям Стамбул, Урумчи, Острава, Шанхай, Сеул, Дели, Шицязячжуань, Льеж.
В результате завершения этих работ ежемесячный доход от грузовых перевозок увеличился с 1,3 млн долларов до 5,7 млн долларов.
На 2021 год планируется перевезти 1 933 тыс. пассажиров и 42,5 тыс. тонн грузов (включая платный багаж и почту), выполнив 12 268 рейсов. В целях увеличения объемов грузоперевозок в текущем году намечается осуществление новых рейсов Ташкент — Гонконг — Ташкент — Тель-Авив — Ташкент и Ташкент — Гонконг — Ташкент — Киев — Ташкент. Предусматривается также перевозка по этим маршрутам на 2 тыс. тонны и получение дополнительного дохода в размере 5,8 млн долларов США.
Кроме того, в рамках Международной промышленной выставки «Иннопром-2021», которая прошла 6 апреля с.г. в Ташкенте, представителями АО «Узбекистон темир йуллари» и российской компании «РЖД Логистика» достигнута договоренность об организации Агро-Экспресс поезда для перевозки в рефрижераторных контейнерах. Это новое направление окажет положительное влияние на развитие экспорта Узбекистана, особенно экспорта фруктов и овощей.
В ответ на парламентский запрос также была предоставлена информация о проделанной работе по перевозке экспортируемых товаров из соседних стран по железной дороге по льготным ценам.
В результате встреч Министерства транспорта и АО «Узбекистон темир йуллари» с администрациями железных дорог СНГ, Ирана и стран Прибалтики получен ряд скидок на 2021 год. Это увеличит экспортный потенциал местных производителей и еще больше усилит конкурентоспособность узбекской продукции.
В то же время по инициативе главы нашего государства Министерством транспорта проводится системная работа по созданию новых транспортно-транзитных коридоров «Мазари-Шариф — Кабул — Пешавар» и «Китай — Кыргызстан — Узбекистан». В частности, строительство железной дороги «Мазари-Шариф — Кабул — Пешавар» является ближайшим маршрутом к Мировому океану для стран Узбекистана и Центральной Азии, что позволяет неразрывно связать железнодорожную систему Южной Азии с Центральноазиатскими и Евразийскими железными дорогами. Это, в свою очередь, служит резкому увеличению транзитного потенциала нашей страны. В результате реализации проекта перевозка грузов из Пакистана в Узбекистан занимает 3-5 дней, а не 35 дней.
Реализация проекта строительства железной дороги «Китай – Кыргызстан – Узбекистан» позволит создать новый международный транспортный коридор для перевозки грузов из Азиатско-Тихоокеанского региона и Китая в Кыргызстан и через Узбекистан в европейские страны. В то же время сроки доставки грузов резко сокращаются и служат дальнейшему увеличению транзитного потенциала Узбекистана.
С учетом мнений, высказанных по вопросу повестки дня заседания, депутатами принят ответ Министра транспорта Республики Узбекистан на данный парламентский запрос.