Авиационно-логистический форум аэропортов Узбекистана - UAALF 2020 предоставил отличную возможность для обмена опытом между мировыми авиакомпаниями, лоукостерами и туристическими организациями. Это событие стало еще одним важным шагом на пути к эффективному развитию гражданской авиации и туризма в нашей стране.
Важность гражданской авиации сегодня
В современном мире роль гражданской авиации очень важна для человечества. Трудно представить сегодняшнюю жизнь без этой сферы. Авиация обеспечивает скорость передвижения, позволяя вам находиться в нужном месте в течение минимального периода времени. В то же время спрос на авиацию из года в год растет из-за гарантированной комфортабельности полета и разнообразия спектра предоставляемых услуг. Например, на долю авиации приходится 82% пассажирских перевозок во всем мире, 14,7% грузовых перевозок и 3,3% почты. Годовая тенденция роста в гражданской авиации составляет 5-7%. Эксперты считают, что к 2025 году пассажиропоток будет увеличиваться на 4-6% ежегодно.
Туризм связан с перемещением людей из одного места в другое. Ряд факторов, такие как комфорт и скорость, играют важную роль в этом процессе. Данный фактор четко определяет уровень важности авиации в развитии международного туризма. Повышение удобства и скорости во время полета, а также факторы безопасности привели к увеличению числа туристов в разных странах. Именно поэтому туристических компаний прекрасно понимают важность сотрудничества с авиационным транспортом в развитии отрасли. В том числе это и в интересах авиакомпаний. Сегодня развитие этих двух областей нельзя рассматривать отдельно друг от друга.
Реформы в Узбекистане, направленные на развитие двух областей
На сегодняшний день в Узбекистане введен безвизовый режим для граждан 86 стран. Граждане 57 стран могут подать заявку на электронную визу и получит его в течение двух дней. Пассажиру, путешествующему из одной страны в другую, разрешено находиться в Узбекистане в течение 5 дней без визы. Это позволит иностранным пассажирам путешествовать по стране.
В своем Послании к Олий Мажлису 24 января 2020 года глава государства отметил, что посредством развития сферы туризма нужно увеличить число иностранных туристов посещающих нашу страну до 7 миллионов и достигнуть 2 миллиардов долларов годового дохода от экспорта туризма к 2025 году.
Для достижения этих целей важно совершенствовать авиационную отрасль и транспортную инфраструктуру страны, повышать качество предоставляемых услуг в этом направлении до современных требований. Следует отметить, что за последние три года в стране осуществляются масштабные реформы в сфере гражданской авиации, в том числе по либерализации авиационного рынка, расширении географии полетов, внедрение современных методов управления в отрасли и повышение качества обслуживания пассажиров. В результате мер, принятых по либерализации авиационного рынка и создания конкурентной среды, количество иностранных авиакомпаний, действующих в стране, составило 15 в 2017 году, а к 2019 году их стало 23.
Иностранные авиакомпании, выполняющие рейсы в Узбекистан
«Aerologic», «Al Masriya», «Asiana Airlines», «China Southern Airlines», «Fly Dubai», «Kam Air», «Korean Air», «Lufthansa Cargo», «Turkish Airlines», «Zagros Airlines», «Zhejiang Loong Airlines Co. Ltd», «Аэрофлот», «Россия», «Сибирь», «Уральские авиалинии», «ЮТэйр», «Якутия», «ИрАэро», «Nord Wind», «Red Wings», «Air Astana», «Аzal», «Somon Air».
Кроме того, завершена работа по распределению авиаперевозок и аэропортов независимым предприятиям путем внедрения лучшей международной практики. Как всем известно, в октябре 2019 года НАК «Узбекистон хаво йуллари» была реорганизована и разделена на две независимые компании «Uzbekistan Airways» и «Uzbekistan Airports».
С целью дальнейшей либерализации авиационного рынка и расширения географии полетов с октября 2019 года в международных аэропортах Карши, Нукуса, Термеза и Бухары был введен режим «Открытое небо» с применением «пятой свободы воздуха».
В настоящее время ведутся переговоры с "Turkish Airlines", "Israel Airlines", "Garuda", "Аэрофлот", "ИрАэро", "Сибирь", "Якутия", "SCAT" и многими другими иностранными авиакомпаниями по организации рейсов в эти аэропорты. Вышеуказанные компании выразили готовность начать полеты в режиме "Открытое небо" в Москву, Санкт-Петербург, Новосибирск, Иркутск, Красноярск, Алматы, Нур-Султан и Актау с марта этого года. Ведутся также переговоры о запуске рейсов в Израиль и Турцию.
На сегодняшний день Министерство транспорта поставил конкретные цели и задачи для коренного преобразования всей транспортной сети страны, включая авиацию. В частности, в ближайшем будущем необходимо решить ряд задач, касающихся инфраструктуры аэропорта, взлетно-посадочных полос, пассажирских терминалов и стандартов обслуживания.
В этом году планируется реализовать ряд крупных проектов по улучшению состояния аэропортов. В частности, строительство нового пассажирского терминала и взлетно-посадочной полосы в Самаркандском международном аэропорту увеличит пропускную способность аэропорта с 500 пассажиров до 1500 пассажиров в час. Также ведется работа совместно с немецкими экспертами по увеличению пропускной способности аэропорта с 4 миллионов до 7 миллионов пассажиров в год посредством оптимизации и реконструкции Ташкентского международного аэропорта. Строительство новой взлетно-посадочной полосы в международном аэропорту Термез, реконструкция Андижанского аэропорта позволит обеспечить обслуживание всех типов воздушных судов и увеличить количество рейсов в 2-3 раза. Данные меры, в свою очередь, повысят привлекательность авиационной отрасли страны среди иностранных авиаперевозчиков.
Основное внимание на форуме было уделено привлечению инвесторов в авиационный сектор Узбекистана, передаче региональных аэропортов государственно-частному управлению, импорту топливных комплексов, внедрению современного управления авиацией, реконструкции взлетно-посадочных полос, экспорту и товарообороту, а также созданию логистических центров в аэропортах. Также были обсуждаться вопросы создания благоприятных условий для иностранных перевозчиков и создания новых авиационных маршрутов, создания новых авиакомпаний.
Авиация и туризм - это взаимовыгодное сотрудничество. Развитие двух секторов тесно взаимосвязано. Рост спроса на туризм окажет положительное влияние на развитие авиационной инфраструктуры. Одним из важных событий этого процесса был первый международный авиационный форум в нашей стране.