Сегодня, 27 декабря 2024 года, в Джалал-Абаде (Кыргызская Республика), состоялась торжественная церемония начала строительства железнодорожной магистрали «Китай-Кыргызстан-Узбекистан», которая свяжет наши страны одной железнодорожной линией. Это историческое событие стало важным этапом в реализации одного из крупнейших инфраструктурных проектов региона, направленного на усиление экономической интеграции и улучшение транспортного сообщения между тремя странами.
На церемонии присутствовали президент Кыргызской Республики, правительство Узбекистана и Китайской Народной Республики, представители международных организаций и железнодорожных администраций. Открывая церемонию, президент Кыргызской Республики Садыр Жапаров подчеркнул историческое значение этого момента для будущего Центральной Азии:
«Новый железнодорожный коридор станет южным звеном континентального моста Евразии, открывая путь на рынки Юго-Восточной, Западной Азии и Ближнего Востока. Этот маршрут обеспечит доставку грузов из Китая в Кыргызстан, а также в страны Центральной Азии и Ближнего Востока, включая Турцию и далее в Европейский Союз», – заявил Садыр Жапаров.
Садыр Жапаров также поблагодарил правительства Китая и Узбекистана за за их намерение реализовать этот важный проект, вклад и постоянную поддержку.
От имени Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на церемонии выступил Жамшид Ходжаев, заместитель Премьер-министра Республики Узбекистан. В своём обращении Шавкат Мирзиеев акцентировал внимание на важные стороны проекта:
«Этот крупный инфраструктурный проект предусматривает широкую кооперацию на основе передовых инженерных, инновационных и цифровых решений, с соблюдением высоких экологических стандартов. По маршруту «Кашгар – Торугарт – Макмал – Джалал-Абад – Андижан» будет построено 20 станций, 42 моста и 25 тоннелей. Кроме того, будет создана современная транзитно-логистическая инфраструктура, склады и терминалы. Ежегодные объёмы грузоперевозок по нашему коридору составят до 15 миллионов тонн. На несколько тысяч километров и почти на неделю сократятся расстояние и сроки доставки грузов из Китая в страны Европы. Появится возможность организации регулярных пассажирских перевозок. B перспективе сопряжение этой железнодорожной линии и Трансафганского коридора позволит эффективно соединить и усилить транспортно-коммуникационную взаимосвязанность Китая, Центральной и Южной Азии».
Он также выразил благодарность всем участникам проекта и подчеркнул готовность Узбекистана активно участвовать в его реализации: «Узбекистан намерен активно участвовать во всех этапах строительства железной дороги, задействовав в полном объёме все имеющиеся технические и интеллектуальные ресурсы. Убеждён, что совместными усилиями этот транспортный коридор станет ещё одним символом нашей крепкой дружбы, партнёрства и прогресса. Хотел бы вновь выразить признательность моим уважаемым коллегам Председателю Китайской Народной Республики господину Си Цзиньпину и Президенту Кыргызской Республики Садыру Нургожоевичу Жапарову за личный вклад и активные усилия по продвижению проекта».
Со стороны Китайской Народной Республики от имени Председателя КНР Си Цзиньпиня выступил председатель Государственного комитета развития и реформ Китайской Народной Республики Чжэн Шаньцзе: «Строительство транзитной железной дороги является стратегическим решением, принятым правительствами трех стран в целях развития региональной взаимосвязанности, а также содействия процветанию и стабильности региона. Это отражает искренние стремления народов трех стран к реализации стратегического проекта. Сегодняшняя церемония начала строительства знаменует переход проекта от стадии проектирования и планирования к этапу реализации, что является важным шагом на пути к завершению строительства и вводу железной дороги в эксплуатацию».
Ожидается, что строительство железнодорожной магистрали завершится к концу 2030 года, после чего она начнёт функционировать на полную мощность, обеспечивая бесперебойное транспортное сообщение между Китаем, Кыргызстаном и Узбекистаном.
Информация о проекте строительства новой железнодорожной линии «Китай – Кыргызстан – Узбекистан».
Как известно, 6 июня 2024 года, в Пекине подписано Соглашения между Правительством КНР, Кабинетом Министров КР и Правительством РУз о сотрудничестве в совместном продвижении проекта железной дороги «Китай – Кыргызстан – Узбекистан». Вместе с тем, в соответствии с Меморандумом о принятии ТЭО проекта от 18 мая 2023 года, подписанным Государственным комитетом по развитию и реформе Китайской Народной Республики, Министерством транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики, Министерством транспорта Республики Узбекистан утверждён комбинированный вариант маршрута «Кашгар – Торугарт – Макмал – Джалал-Абад – Андижан».
Общая протяженность железнодорожного проекта «Китай – Кыргызстан – Узбекистан» составляет – 532,53км. Планируется строительство 20 железнодорожных станций (две перспективные), включая 2 пограничные станции, 1 перегрузочную станцию, 4 промежуточных станции и 13 разъездов. Предусмотрено строительство 48 мостов общей протяжённостью 16,06 км, 27 тоннелей общей протяжённостью 103,63 км, общая длина мостов и тоннелей составляет 119,69 км, соотношение мостов и тоннелей к общей длине составляет – 39,3%.